Танец, птица-сирин и «восточные огурцы» - из музейной серии "Всё - о платках"

Елена Лякина рассказывает о важном одеянии женщин - платках. На пресс-конференции для СМИ
Фрагмент выставки за стеклом.Богатый платок (набивной) муромской купчихи
А это - не манто, как многие думают. Это тоже платок, но для благородного сословия
Этот платок из прошлого века, и уже ближе к модным нарядам наших мам и бабушек
Убрус
А красный и зелёный платки носят и сейчас
Живая фотокартина Murom.ru
У Елены Лякиной - приятная манера рассказывать "вкусно" о любой выставке. Увлекает весьма.
Национальный бренд павлово-посадских платков дополняют матрёшки из запасников музея и печати для нанесения рисунка
Рассмотрим поближе! Матрёшки и печати.
Словом - красота!
Печати и шкатулкуи
Брендовые платки - национальная гордость России
Е. Лякина: "И, наконец, перейдём к современным платкам. Здесь есть и из моей личной коллекции"
Современные шали и платки - тоже в моде!
Выставку о платках живописно дополняют два полотна муромского художника Куликова
Картина И. Куликова
Платки и шали из частной коллекции стоят не менее 2500 тысяч за каждую
Фото: www.murom.ru
И другие мини-новеллы муромского краеведа Елены Лякиной.   По просьбе автора блога в дополнение к фотоэкскурсии Murom.ru по этой выставке.   Елена ЛЯКИНА "ВСЁ - О ПЛАТКАХ", или  ПРИГЛАШЕНИЕ на одноименную выставку в  фойе второго этажа Выставочного центра МИХМ (ул. Московская, 13)   Наверное, трудно найти в нашей стране человека, который хотя бы раз в жизни не видел бы павлопосадского платка! За свою долгую историю этот яркий наряд триумфально «прошагал» немало эпох, да и сегодня он является незаменимой вещью в гардеробах многих современных дам всего мира, свято храня тайну своей «вечной молодости».                                     Танец, птица-сирин и «восточные огурцы»   Сегодня прадедушкой красочных платков и шалей из Павловского Посада смело можно назвать убрус – широкий кусок белой ткани , щедро покрытый вышивкой, которым несколько столетий подряд, каждый день покрывали головы женщины Киевской Руси и Московии. А вот хорошо знакомый нам головной платок «родился на свет» лишь только в XVII веке, а вслед за ним появились и «платки на тело» - шали, чье название пришло к нам из персидского языка. Причем из стран Востока платки позаимствовали не только имя, но часть своих неповторимых узоров.   Изначально мастера украшали свои изделия, в типично русском стиле изображая на платках, кроме ярких цветов - лебедей, птицу-сирин и дерево жизни. А вот с XVII столетия на них появились,  так называемые, «бобы» и пейсли - восточные огурцы, которые и по сей день считаются традиционным украшением русской шали.   Сегодня принято считать яркие шали преимущественно частью гардероба крестьянок и купчих, однако на протяжении XVIII и первой половины XIX веков главными их «поклонницами» были дамы благородных сословий. Это обстоятельство также «внесло свой вклад» в  узоры модного аксессуара, и выражалось это уже в «европейских» мотивах. С XVIII столетия на платках стали появляться небольшие «французские» букетики, античные вазоны с цветами, а также причудливые изгибы виноградной лозы.   В начале XIX века в высшем свете большой популярностью пользовался  «Танец с шалью», исполняли который исключительно дамы, демонстрируя при этом свою грацию и благородную осанку. Ходили слухи, что этот танец настолько понравился Александру I, что император распорядился внести его в программу всех женских учебных заведений. Так это или нет, сейчас сказать сложно, но, тем не менее, благородные воспитанницы, обучались в пансионах «Танцу с шалью» вплоть до конца XIX столетия.                                                                              «Грязный - я!»   Популярность шали в аристократических кругах объяснялось еще и ее астрономической стоимостью. Цена большого платка из козьего пуха с двухсторонним «эксклюзивным» рисунком, а еще и выполненного на заказ порою достигала 12 тысяч рублей, что было не по карману не только крестьянам, но и многим купцам. А вот «приблизили» шали к народу заводчики из Павловского Посада, яркими представителями которых были Яков Лабзин и Василий Грязной .

Надо сказать, что сам Павлов Посад можно назвать «молодым городом». Он образовался в середине XIX столетия в Московской губернии от слияния нескольких сел и деревушек, где испокон веков процветало платочное производство. «Поднявшееся» деревенское производство, совсем скоро сделало только что родившейся городок известным всей России.  

Яков Лабзин потомственный «платочник», с 1849 возглавлявший большую шелкоткацкую мануфактуру, основанную еще его дедом, как-то услышал о необычном человеке Василии, по прозвищу Грязной, который жил здесь же в Павловском Пасаде. Со всех сторон стекались к нему люди за мудрым советом, называя Василия святым, хотя тот в юные годы тот не отличался безупречным поведением.

Будущий святой родился в небольшой деревне близ Павлова Посада и в юные годы, поступив на одну из платочных мануфактур простым рабочим, связался с одной нехорошей компанией. Платили ему неплохо, но весь свой заработок Василий вместе с новыми друзьями оставлял в кабаках, где предавался пьяному веселью. Однако его современники вспоминали, что после каждой пирушки, он горько раскаивался в своем поведении, беспрестанно повторяя; « Грязный я! Грязный!», чем и заслужил свое прозвище. На путь истинный Василия направил мудрый батюшка, служивший в одной из местных церквей, после чего вчерашний пьяница стал помогать людям словом и делом.   Встреча с Грязновым произвела на Якова Лабзина сильное впечатление, и после долгой беседы с божьим человеком фабрикант предложил тому стать его компаньоном. Василий согласился и вскоре мануфактура Лабзина и Грязнова, стала одной из известнейших и преуспевающих в России. Платки и шали, изготовленные здесь, были желанным товаром на всех ярмарках империи, ведь за доступную цену, красоту и качество, их полюбили представители всех сословий. Вскоре данный аксессуар стал неотъемлемой частью нарядов купчих и мещанок, причем и крестьянки и горожанки щеголяли в них с одинаковым удовольствием.                                                                     Покровитель Павловского Посада        Всю причитающуюся ему прибыль Грязнов тратил на богоугодные дела. Он жертвовал огромные суммы на храмы, и благоустройство монастырей, содержал городскую богадельню, а так же уговорил Лабзина открыть при фабрике больницу для рабочих и школу для их детей. Кроме того известен  был Василий и своей успешной миссионерской деятельностью – после беседы с ним даже самые ярые старообрядцы принимали православие.  

Лабзин и Грязнов немало заботились и об условиях труда своих рабочих, а потому получить место на их фабрике считалось великой удачей. Сам же Василий жил в маленькой келье при мануфактуре, мечтая открыть свой монастырь на фабричной земле, проект которого уже был готов и одобрен Лобзиным а так же московским митрополитом Филаретом. Однако внезапная смерть святого фабриканта разрушила эти планы. Не прошло и несколько месяцев после кончины Грязного, как на его могиле произошло несколько чудес исцеления. Вскоре на месте погребения святого Яков Лабзин построил небольшую церковь, рядом с которой в 1894 году был основан Покровско-Васильевский монастырь. Канонизации Грязнова помешала Октябрьская революция, а потому причислен он к лику православных святых был только в 1999 годы, и сегодня почитается как Василий Павлово-Посадский – покровитель  своего родного города.

                              Пролетарии среди роз и ромашек  

После революции 1917 года предприятие Лобзина и было национализировано и переименовано в Старопавловскую фабрику. Веяния нового времени непременно сказались и на платочном производстве, что отразилось в композициях на шалях и палантинах. Надо сказать, что долгие годы владельцы мануфактуры трепетно относились к качеству и рисунку своей продукции, стараясь каждый платок сделать по своему неповторимым, а потому в начале XX столетия у Лобзина служило 11(!) искусных художников, создававших орнаменты шалей. Следует отметить, что пользовались эти мастера большим уважением, а так же получили они за свой труд весьма приличное жалованье. Теперь же им пришлось в спешном порядке разрабатывать новые композиции.

В начале 20-х годов, букетики и вазоны на платках сменили пролетарии несущие красные флаги. Позже орнамент шалей стал отображать успехи коллективизации и индустриализации, а так же портреты вождей революции.  Неизменными оставались лишь только венки из роз и ромашек – новые владельцы не решились избавиться от «визитной карточки» павлопосадских платков.    Однако с течением десятилетий красочные шали вернули себе классический облик, перестав быть своеобразной «агиткой» в национальном стиле. И поэтому сегодня, потрясающая продукция из Павлова Посада так же, как и столетия назад, радует дам всего мира своей благородной неувядающей красотой и неповторимым русским колоритом.                               Загадай желание!          Так в чем же кроется вечная молодость павлопосадских шалей и палантинов? Возможно, ответ на этом вопрос следует искать в старинной русской традиции, дарить головной платок как знак своей любви. Ведь неслучайно же еще сто лет назад, молодые люди преподносили его девушкам, демонстрируя тем самым серьезность своих чувств, а отцы семейств обязательно привозили жене и дочерям с ярмарки или заработков именно шаль и косыночки.   Но у павлопосадских платков есть еще один небольшой секрет. На каждом из них спрятано среди узоров клеймо-штамп – чаще всего это небольшой цветочек, заключенный в квадрат.   Ранее он был своеобразной подписью мастера создавшего узор платка,  ну а сегодня этот значок лучше любого сертификата указывает на подлинность павлопосадской продукции. Вот только найти его на россыпи орнамента не так-то просто. А потому много лет назад и родилась следующая традиция. Знающие красавицы, купив или получив в подарок платок, непременно начинали искать на нем заветный цветочек, загадав при этом желание. И если метке мастера не удавалось скрыться от зорких глаз владелицы платка – то, что она задумала обязательно исполнялось.   Многим из нас сегодня кажется, что в профессии свахи не было ничего сложного, но это впечатление обманчиво. Достаточно вспомнить энергичную Хануму, из одноименного телеспектакля, или бойкую Акулину Гавриловну из «Женитьбы Бальзаминова», что бы понять каким непростым еще сто лет назад было их ремесло.
Первые свахи на Руси появились еще в XV веке, и вплоть до начала XX столетия  их услуги пользовались большим спросом. Хорошая сваха в своем районе знала не только всех потенциальных женихов и невест, но и их финансовое положение, размеры приданого и даже тщательно скрываемые физические недостатки. Для того что бы собрать нужные сведенья, «Акулины Гавриловны» имели свою «агентурную сеть» состоящую из слуг, приживалок, дворников и даже городовых.
Чаще всего к этим бойким дамам обращались за помощью представители купеческого сословия, но случалось, что и дворяне не брезговали из услугами, желая пристроить «засидевшуюся в девках» бесприданницу, или же спастись от разорения благодаря браку с богатой семьей.
Надо сказать, что свахи были очень суеверными женщинами, а потому, принимая заказ и отправляясь на встречу с родителями «партии» соблюдали ряд строгих примет. Так прежде чем выйти из дома, они связывали поясом ножки стула – «что бы свадьба вязалась», а в комнате невесты садились на стул против двери, ставя ноги на половицу ведущей к выходу – «что бы дева скоро родной дом покинула».
Причем выбирая клиенту «партию» сваха учитывала всего его достоинства и недостатки, дабы не только устроить свадьбу, но и «спрогнозировать» долгую супружескую жизнь, без ссор и скандалов – ведь  распавшийся брак ставил жирный минус на репутации «Акулины Гавриловны».
После первого сговора непременно следовали смотрины, которые чаще всего устраивались в церкви, или же в «культурном месте». Так, например одна из ушлых свах Замоскворечья, долгое время «показывала» жениха родителям невесты в недавно открывшейся, Третьяковской галерее.
Вопреки расхожему мнению, сваху, устроившую брак, не принято было приглашать на свадьбу, там ее «обязанности» исполняли традиционные сваты. А потому свой гонорар она получала накануне значимого события. Особо довольные клиенты кроме оговоренных денег, дарили «Акулине Гавриловне» дорогую кашемировую шаль, которые были у профессиональных свах чем-то вроде спецодежды. Причем этот подарок был, для устроительницы браков своеобразным «знаком качества» - ведь чем больше у свахи шалей – тем выше ее репутация!
В современной жизни этих умных и энергичных женщин заменили брачные агентства и интернет знакомства, однако – качество их работы во многом уступает профессионализму  замоскворецких свах.   Фото с выставки Татьяны Душутиной  
 
По теме
Поздравительный адрес участникам торжеств направил епископ Муромский и Вязниковский Нил и предоставил право его озвучить исполняющему обязанности секретаря Муромского Епархиального управления – протоиерею Александру Авдееву.
Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и выкинул её труп с 9 этажа - Сетевое издание Владимирские новости Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и сбросил её труп с 9 этажа Следком по Владимирской области сообщает, что в регстолице завершено расследование уголовного дела по обвинению мужчины в убийстве супруги.
Сетевое издание Владимирские новости
IMG-2a1997294813431b95c39e65fd5caf82-V - ЦБС Камешковского района  Сегодня центральная районная библиотека принимала учащихся  начальных  классов  СОШ №1 города Камешково.
ЦБС Камешковского района